Теперь уже бывший премьер-министр Великобритании Лиз Трасс подала в отставку 20 октября — всего через 45 дней пребывания на своём посту. Рекордно быстрый уход с должности связан со спорной налоговой реформой, которую Трасс предложила на фоне и без того растущей инфляции и энергетического кризиса.
В числе её предложений было резкое снижение налогов, которое, по мнению критиков, вызвало бы
дальнейшее сокращение бюджетных доходов.
После того, как правительство Трасс представило программу, финансовые рынки отреагировали мгновенно и крайне болезненно: курс фунта падал до рекордно низкой отметки, почти сравнявшись с долларом. В итоге от программы пришлось полностью отказаться.
Эти события вызвали бурную реакцию общественности, в том числе с новой силой вспомнили о пропагандируемом ММТ «денежном суверенитете» стран, выпускающих долг в собственной валюте. Тут у скептиков появился новый аргумент: вот, смягчение фискальной политики вызвало опасения инвесторов в отношении инфляции, доверие к гособлигациям резко упало, и это вынудило британские власти поменять курс на противоположный.
Что же выходит? Даже страны «мирового центра» послушно следуют за ожиданиями инвесторов, и никакой денежный суверенитет не помог? Ничего не остаётся, кроме как смириться с неизбежной длительной рецессией и ростом безработицы?
В рамках этой дискуссии следует заметить следующее. О
«денежном суверенитете» имеет смысл говорить тогда, когда правительство осознаёт, что им реально обладает и строит с учётом этого свою экономическую политику. Как и во многих других случаях, британские власти проводят свою фискальную политику в целом по консервативным лекалам, и потому те проблемы, с которыми они сталкиваются (и то, как на них реагируют), служить для ММТ подтверждением или опровержением не может.
В отдельно взятой ситуации конца октября Банк Англии, в принципе, имел все возможности вернуть ставки на тот уровень, который желает. Но крах правительства Трасс служит символом проблемы не столько с конкретной налоговой реформой, сколько с общим подходом к фискальной и денежно-кредитной политике.
Согласно ММТ,
кривую доходности в конечном счёте определяет не столько рынок, сколько эмитент: цены на бумаги определяются не только спросом инвесторов, но и предложением со стороны правительства. Правительство может влиять на ставки, меняя композицию выпускаемых ценных бумаг (облигаций разной срочности), тем самым просто не предлагая рынку те инструменты, на которые отсутствует спрос.
Регулирование средне- и долгосрочных ставок процента эпизодически возникало в разные исторические периоды (из недавнего можно вспомнить «количественные смягчения») , но в целом считается, что управлять «длинным хвостом» кривой доходности существенно сложнее, поэтому центробанки сосредоточились на регулировании краткосрочными ставками.