Да, инфляция. Современная денежная теория в своём анализе государственных расходов делает упор прежде всего на инфляционные давления. Перестав преследовать ложный след «дефицита бюджета», именно посткейнсианские экономисты всерьёз задумываются об инфляционных эффектах фискальной политики.
В академической экономике сегодня не существует общепринятой или хотя бы работающей
модели инфляции. Ценообразование — многоуровневый и многофакторный процесс, который неотделим от политической борьбы, технологического развития и исторического контекста. Преступно упрощая, мы можем сказать, что цены в экономике растут когда «слишком много денег» преследует «слишком мало товаров». Когда потребительский спрос, выраженный в денежных потоках, превышает объём товаров и услуг, которые экономика способна произвести, некоторые фирмы
будут вынуждены поднять цены. Экономисты разделяют инфляцию на «инфляцию спроса» и «инфляцию предложения».
Инфляция предложения ускоряется когда по каким-то причинам экономика теряет производительную способность, в то время как совокупный спрос остаётся неизменным. Наиболее яркие инфляционные эпизоды в истории провоцировались именно шоками на стороне предложения: вспомните нефтяной кризис 1970-х или начало пандемии 2020 года, когда локдауны по всему миру остановили производство и поставки необходимых товаров.
Инфляция также может ускориться при повышении совокупного спроса в условиях неизменного предложения. Когда население начинает больше тратить, а выпуск товаров и услуг не расширяется, результатом
становится рост цен. Если экономика уже использует все доступные ей ресурсы — всё работоспособное население страны трудоустроено, мощности предприятий загружены и природные ресурсы истощены — повышенный спрос приводит к инфляции. Такую ситуацию описывает Милтон Фридман в своей истории о
«вертолётных деньгах». Идея о том, что любое повышение спроса — в частности, через государственные расходы или рост социальных пособий — неизбежно связано с инфляцией, опирается на невысказанное предположение о текущем состоянии экономики. Приравнивая повышение спроса к инфляции спроса, мы подразумеваем, что экономика уже функционирует на полную мощность, и производители не способны расширить выпуск товаров в ответ на повышенный спрос. Этот тезис, как правило, неверен для
большинства капиталистических стран. Для мировой экономики последние десятилетия характерны довольно высокий уровень безработицы и недостаточный уровень инвестиций. В таких условиях повышенный спрос создаёт расширение предложения. Наблюдая растущий спрос на товары, фирмы вводят в эксплуатацию простаивающие производственные мощности, нанимают часть безработного населения и увеличивают доступное в экономике количество товаров. Растущий спрос приводит к экономическому росту без инфляционного давления. Причины повышения спроса не имеют значения для конечного результата, даже если источником стали напечатанные государством деньги.
Государственные расходы также способны снизить инфляцию. Ограничения на стороне предложения — высокая стоимость перевозок, устаревшее и непродуктивное оборудование, недостаточные мощности добычи сырья — определяют сегодня инфляционную динамику на большинстве рынков. Инвестируя напечатанные деньги в логистические цепочки, технологическое развитие и расширение выпуска стратегических товаров, государство может снизить издержки фирм и, с ними, стоимость конечных товаров для потребителей.
Посткейнсианская экономическая политика делает упор на предотвращение инфляции, а не ex-post методы борьбы с ней. При планировании бюджетных расходов должны оцениваться не предполагаемые доходы, а доступные реальные ресурсы. Современные статистические методы позволяют наблюдать за экономикой в режиме реального времени и таргетировать отраслевые вложения для поддержания полной занятости с минимальными инфляционными издержками.