На состоявшемся 16-го ноября аукционе ОФЗ российский Минфин поставил исторический рекорд, разместив облигации на общую сумму 823 млрд рублей. Это вызвало бурное обсуждения среди экспертов и даже привело к обвинению в “эмиссионном финансировании” бюджетного дефицита со стороны некоторых комментаторов.
Причиной для подобных заявлений стали предшествовавшие размещению аукционы РЕПО, проведённые ЦБ 7-го ноября. Тогда российским банкам было предоставлено почти 1,5 трлн рублей ликвидности, которую они частично использовали для приобретения ОФЗ. В подобной схеме некоторыми усматривались признаки инсайдерской торговли.
Несмотря на подобные домыслы, интересно понять насколько данная цепочка событий и правда может быть названа “эмиссионным финансированием”? И, что ещё важнее, насколько подобные операции можно повторять вновь, компенсируя сокращающиеся доходы российского бюджета?
Для этого попробуем ответить на два главных вопроса — какие задачи решает предварительное проведение РЕПО и какова цепочка использования вырученных за продажу ОФЗ средств.
ЗАЧЕМ РЕПО?
Российский ЦБ, как и большинство мировых центральных банков, достигает своих оперативных целей через таргетирование ставки межбанского кредитования, которая колеблется вокруг ключевой ставки ЦБ. Соответственно, резкие изменения в объёме банковской ликвидности, связанные с массовой продажей или приобретением активов, могут отклонять межбанковскую ставку вверх или вниз относительно целевого уровня.
После проведения РЕПО так и случилось,
RUONIA упала с 7,63% 7-го ноября до 6,95% 14-го ноября, а 17-го ноября вернулась к уровню 7,55% (при ставке ЦБ в 7,5%). Очевидно, что если бы ЦБ не предоставил достаточное количество ликвидности, то массовые продажи ОФЗ привели бы, напротив, к заметному повышению ставки.
То есть, проведение аукционов служило главной цели ЦБ, преследуемой также и остальными центральными банками, а именно — поддержанию стабильности банковской системы и оперативных целей регулятора.
КУДА ДЕЛИСЬ ДЕНЬГИ ОТ ОФЗ?
Для ответа на второй вопрос заметим, что неизрасходованные бюджетные остатки размещаются Минфином на едином счёте Казначейства. По логике вещей, там они должны располагаться до того самого момента, когда правительство начнёт совершать расходы — тогда средства будут переведены на счета (депозиты) контрагентов в коммерческих банках, а на балансе ЦБ средства перейдут со счетов Казначейства в резервы. На практике же не только в РФ, но и в других странах редко когда оставляют эти средства лежать на счетах «просто так» и вместо этого перенаправляют их на депозиты коммерческих банков.
Это делается, с одной стороны, для дополнительного процентного заработка, а с другой — позволяет сгладить резкие изменения в денежной базе и ликвидности у банковской системы.
Следовательно, в короткие сроки полученные Минфином 823 млрд рублей вновь окажутся на счетах российских банков и будут использованы, в том числе, для выплат по займам РЕПО. Изобразим это небольшой схемой.