Повышение ставки ФРС: удар США по развивающимся странам
ФРС США по итогам заседания 13–14 декабря резко повысила ставку на 50 базисных пунктов: с 3,75–4% до 4,25–4,5% годовых. Несмотря на замедление инфляции в октябре и ноябре (когда рост цен достиг минимальных значений с сентября 2021 года), регулятор придерживается негативного прогноза по инфляции (пересмотрены значения с 4,5 до 4,8% на 2022 год и на 2023 год — с 3,1 до 3,5%).
Прогнозы по ВВП тем временем указывают на сокращение деловой активности — неудивительно, что на фоне решения ФРС с новой силой пошли разговоры и о возможном наступлении новой рецессии.
Такая ситуация отнюдь не нова. Денежно-кредитная политика в США на протяжении десятилетий играет определяющую роль для динамики экономической активности. Однако стоит отметить и то, какой эффект она оказывает на другие государства. Сейчас распространены идеи о негативном влиянии ФРС на экономики развивающихся стран, и они отнюдь не лишены оснований, однако механизм такого влияния представляется не всегда верным.
С завершением эпохи Бреттон-Вудса валовое (а не чистое) движение капитала стало играть определяющую роль для валютных курсов в краткосрочном периоде. Это означает возросшее значение паритета процентных ставок относительно динамики международной торговли как таковой. В связи с этим изменение ставки ФРС США требует соответствующих корректировок центробанками других стран мира — иначе оттоки капитала приведут к ослаблению национальных валют и разгону инфляции.
В период 2010-х годов, когда ставки в развитых странах находились на рекордно низких уровнях, это не составляло проблемы, и потому пространство для экономической политики в развивающихся странах было также весьма широким (потенциал его использования, впрочем, редко когда вполне осознавался).
Теперь соображения по поводу инфляции действительно подталкивают монетарные власти развивающихся стран к повышению ставок, что усилит риск рецессии в международном масштабе.
Между тем, наблюдаемое сейчас в американской экономике сокращение инфляции едва ли связано с предшествовавшим ужесточением денежно-кредитной политики ФРС США: данные о розничных продажах показывают стабильный рост расходов. Несмотря на отсутствие симптомов рецессии, инфляция начала снижаться, что лишний раз заставляет задуматься об эффективности методов ФРС в борьбе с ростом цен.
Несколько раз за последние годы крупно ошибившись с прогнозами о ценовой динамике, монетарные власти США крайней заинтересованы в том, чтобы присвоить себе лавры победителей инфляции. Нетрудно увидеть здесь пример кольцевой аргументации, когда утверждение об эффективности ДКП в контроле уровня цен становится заведомо неопровержимо.
Зато в замедлении экономики и падении доходов в мировом масштабе — при должном усердии и жёсткости регуляторов — сомневаться не приходится. Сознательное копирование практик ФРС местными ЦБ лишь усложнит и без того опасную ситуацию.