В четверг, 26-го января, Минфин выступил с инициативой о внесении поправок в Бюджетный кодекс, предполагающих новые правила использования средств ФНБ. Соответствующий документ появилсяна Федеральном портале нормативных правовых актов.
Помимо прочего, авторы законопроекта предлагают изменить пороговое значение размера ликвидной части ФНБ, по достижению которого разрешается размещение средств в "иные финансовые активы" с 10% до 7%. Ранее, в конце 2021-го года, Владимир Путин подписал указ, повышающий это значение до текущих 10%.
Также следует упростить процедуры расходования средств (вне зависимости от объёма ликвидной части) на инфраструктурные проекты, антикризисные инвестиции, госкорпорации и т.п. с 2,5 трлн рублей до верхней границы в 4,25 трлн рублей.
Внесение изменений в статью 96 Бюджетного кодекса направлено на создание возможности финансирования за счет средств Фонда национального благосостояния приоритетных самоокупаемых инфраструктурных проектов, а также осуществлять "антикризисные" инвестиции вне зависимости от размера ликвидных средств Фонда национального благосостояния.
...
Данные изменения позволят обеспечить надежную поддержку ключевых отраслей российской экономики в текущих сложных геополитических и макроэкономических условиях.
То есть, части, размещённой в иностранной валюте или золоте, в отличие от вложений в акции компаний и т.п.
В четверг, 26-го января, Минфин выступил с инициативой о внесении поправок в Бюджетный кодекс, предполагающих новые правила использования средств ФНБ. Соответствующий документ появилсяна Федеральном портале нормативных правовых актов.
Помимо прочего, авторы законопроекта предлагают изменить пороговое значение размера ликвидной части ФНБ, по достижению которого разрешается размещение средств в "иные финансовые активы" с 10% до 7%. Ранее, в конце 2021-го года, Владимир Путин подписал указ, повышающий это значение до текущих 10%.
Также следует упростить процедуры расходования средств (вне зависимости от объёма ликвидной части) на инфраструктурные проекты, антикризисные инвестиции, госкорпорации и т.п. с 2,5 трлн рублей до верхней границы в 4,25 трлн рублей.
Внесение изменений в статью 96 Бюджетного кодекса направлено на создание возможности финансирования за счет средств Фонда национального благосостояния приоритетных самоокупаемых инфраструктурных проектов, а также осуществлять "антикризисные" инвестиции вне зависимости от размера ликвидных средств Фонда национального благосостояния.
...
Данные изменения позволят обеспечить надежную поддержку ключевых отраслей российской экономики в текущих сложных геополитических и макроэкономических условиях.
То есть, части, размещённой в иностранной валюте или золоте, в отличие от вложений в акции компаний и т.п.
На наш взгляд, эта инициатива может быть подвержена критике по нескольким причинам.
Во-первых, на конец 2022-го года весь объём ФНБ составлял порядка 7,8% ВВП, а ликвидная часть составляла порядка 4,6% ВВП. Учитывая негативные эффекты от нового пакета санкционных мер, начинающих действие в феврале, Минфин по итогам наверняка не досчитается 1-2 трлн нефтегазовых доходов. Даже при оптимистичном варианте развития событий дополнительных доходов явно не хватит для существенного наращивания объёма ФНБ.
Во-вторых, ликвидная часть ФНБ составляет порядка 6 трлн рублей, чего при неблагоприятно высоких темпах расходования средств может хватить на период в 1-2 года, после которых Правительство исчерпает запасы иностранной валюты. Учитывая напряжённую политическую ситуацию, международные валютные займы будут недоступны, что приведёт к серьёзным рискам утраты контроля над валютным курсом.
Действительно, кризисная ситуация и перестройка экономики требуют дополнительных расходов, но в условиях действующих ограничений на отток капитала все рублёвые расходы могут быть обеспечены выпусков рублёвых ОФЗ. В этом случае один из главных негативных эффектов дефицитных рублёвых расходов — перенос в цены ослабления курса из-за высокой долларизации депозитов — будет значительно смягчён.
Сокращение же расходов с целью сохранить запасы валюты лишь усугубит спад экономики, производительности труда, не позволит развиться новым производственным и логистическим цепочкам.
Валютные запасы (размещённые преимущественно в юанях) имеет смысл использовать на оплату критически необходимого импорта в рамках программ специализированного импортозамещения в наиболее пострадавших областях.
Это наглядно доказывается рекордными аукционами Минфина в конце минувшего года
Парой недель ранее ведомство отчиталось о недополученных доходах по итогам января
На наш взгляд, эта инициатива может быть подвержена критике по нескольким причинам.
Во-первых, на конец 2022-го года весь объём ФНБ составлял порядка 7,8% ВВП, а ликвидная часть составляла порядка 4,6% ВВП. Учитывая негативные эффекты от нового пакета санкционных мер, начинающих действие в феврале, Минфин по итогам наверняка не досчитается 1-2 трлн нефтегазовых доходов. Даже при оптимистичном варианте развития событий дополнительных доходов явно не хватит для существенного наращивания объёма ФНБ.
Во-вторых, ликвидная часть ФНБ составляет порядка 6 трлн рублей, чего при неблагоприятно высоких темпах расходования средств может хватить на период в 1-2 года, после которых Правительство исчерпает запасы иностранной валюты. Учитывая напряжённую политическую ситуацию, международные валютные займы будут недоступны, что приведёт к серьёзным рискам утраты контроля над валютным курсом.
Действительно, кризисная ситуация и перестройка экономики требуют дополнительных расходов, но в условиях действующих ограничений на отток капитала все рублёвые расходы могут быть обеспечены выпусков рублёвых ОФЗ. В этом случае один из главных негативных эффектов дефицитных рублёвых расходов — перенос в цены ослабления курса из-за высокой долларизации депозитов — будет значительно смягчён.
Сокращение же расходов с целью сохранить запасы валюты лишь усугубит спад экономики, производительности труда, не позволит развиться новым производственным и логистическим цепочкам.
Валютные запасы (размещённые преимущественно в юанях) имеет смысл использовать на оплату критически необходимого импорта в рамках программ специализированного импортозамещения в наиболее пострадавших областях.
Парой недель ранее ведомство отчиталось о недополученных доходах по итогам января
Это наглядно доказывается рекордными аукционами Минфина в конце минувшего года