3) Можно ли попросить вас привести примеры, конкретные кейсы более тесной координации, использованию элементов ММТ?Смысл ММТ в данном случае состоит в констатировании уже существующей тесной координации ЦБ и правительства, несмотря на постулируемую публично «независимость центробанка». Конечно, эта независимость тоже есть и выражается, например, в решениях по таргетированию ключевой ставки, но уровень координации (по сути, вынужденной и необходимой) между регулятором и правительством сильно недооценивается.
В России, например, это выражается в том, что после сбора налогов государство обратно переводит средства на свои счета в крупных коммерческих банках. Это связано не только с заинтересованностью получить процент, пока «средства лежат без дела», но и с тем, чтобы не вызывать резких колебаний объёмов ликвидности в банковской системе.
В противном случае ставка на межбанковском рынке была бы подвержена сильным колебаниям и Центробанку пришлось бы компенсировать недостаток ликвидности собственными операциями, чтобы сохранить контроль над ставкой. Это — архетипичный пример такой координации, которая имеет место не только в России, но и на Западе (в Канаде, например, имеет место очень похожая практика). Сегодня российский центробанк, де-факто предоставляя банкам ликвидность для покупки госдолга, стал ещё на шаг ближе к образцовой координации на денежном рынке по примеру США.
Но для окончательного перехода к “чистому ММТ” не хватает важных теоретических перемен. Например, отказа от понятия
“нейтральной ставки” и признания того факта, что ЦБ может эффективно долгосрочно таргетировать любую процентную ставку. Также важную роль продолжают играть режим инфляционного таргетирования и в целом парадигма активной ДКП.
4) Насколько это эффективный способ управления экономикой? Чего нам не хватает?России не хватает воли довести дело до конца: производить такую координацию прозрачно и наиболее последовательно. Последнее выражается в том, чтобы правительство, наконец, стало выпускать облигации такой срочности и на таких условиях, которые отвечают интересам рынка (т.е. крупнейших российских банков).
Пока что правительство руководствуется соображениями о том, что оно должно выпускать «длинные» деньги как будто для того, чтобы избавить себя от необходимости перевыпускать долг слишком часто заново (тем самым защищаясь от переоценки). Это след анахронического восприятия денежной системы.
Если правительство начнёт
выпускать госдолг так, чтобы прямо удовлетворять спрос банков на финансовые инструменты, это позволит стабилизировать и в значительной мере контролировать кривую доходности, тем самым оказывая благоприятный эффект на финансирование в частном секторе. Кроме того, это избавит и само правительство от беспокойств за недостаточный спрос на свои облигации и связанные с этим риски недофинансирования.
В целом, правительство и центробанк сделали несколько ситуативных шагов в правильном направлении — но путь предстоит ещё долгий.