Дефициты бюджета в РФ: пойдут ли власти на экстренные меры?
Дефицит бюджета РФ по итогам января-февраля 2023 года серьёзно взбудоражил как отечественную, так и иностранную общественность. За январь дефицит составил ₽1,8 трлн, а с февралём может достичь почти ₽2,6 трлн — при том, что плановый показатель за весь год составлял ₽2,9 трлн. На этом фоне, агентство Moody’s, как передаёт РБК, выразило опасения перехода российского правительства к различным «неортодоксальным мерам» — в частности, монетарному финансированию.
Российские эксперты в том же материале поспешили оспорить выводы агентства. Например, указывалось, что нетрадиционная экономическая политика остаётся для центробанка «своего рода табу», и монетарное финансирование либо не понадобится совсем, либо, даже если и понадобится, то не повлечёт ничего критического, благодаря «низкому уровню госдолга».
Иронично, что ни агентство Moody's, ни прокомментировавшие его позицию эксперты никак не отразили реальное положение дел. С одной стороны, опасения по поводу количественного смягчения и других «неортодоксальных мер», как это водится, ничем не подкреплены и сводятся к по умолчанию скептическому отношению. С другой стороны, отечественные специалисты совершенно не заметили, что центральный банк уже де-факто использует близкий аналог «монетарного финансирования» — речь о размещении ОФЗ в декабре 2022 года на сумму ₽2 трлн.
Но и если опустить эти моменты, ожидания дефицитов колоссального масштаба в течение года пока что выглядят преждевременными. Для начала следует отметить, что в целом за февраль дефицит сократился более чем в два раза — ₽0,8 трлн против январских ₽1,8 трлн, и есть основания видеть продолжение этого тренда.
По данным Минфина, рекордные расходы в первые два месяца объясняются авансированными расходами. Со второй половины февраля действительно фиксируется замедление темпов государственных расходов.
Несмотря на это, запланированный показатель дефицита за год (₽2,9 трлн) почти исчерпан, что позволяет в любом случае говорить о существенном превышении по итогам года плановых показателей. По предварительной оценке Минфина, доходы федерального бюджета в январе-феврале 2023 года составили ₽3,16 трлн, что на четверть ниже поступлений за первые два месяца 2022 года.
К прочим "нестандартным практикам" можно также отнести так называемые конверсионные операции по продаже активов из ФНБ напрямую Центробанку (преимущественно евро).
Дефицит бюджета РФ по итогам января-февраля 2023 года серьёзно взбудоражил как отечественную, так и иностранную общественность. За январь дефицит составил ₽1,8 трлн, а с февралём может достичь почти ₽2,6 трлн — при том, что плановый показатель за весь год составлял ₽2,9 трлн. На этом фоне, агентство Moody’s, как передаёт РБК, выразило опасения перехода российского правительства к различным «неортодоксальным мерам» — в частности, монетарному финансированию.
Российские эксперты в том же материале поспешили оспорить выводы агентства. Например, указывалось, что нетрадиционная экономическая политика остаётся для центробанка «своего рода табу», и монетарное финансирование либо не понадобится совсем, либо, даже если и понадобится, то не повлечёт ничего критического, благодаря «низкому уровню госдолга».
Иронично, что ни агентство Moody's, ни прокомментировавшие его позицию эксперты никак не отразили реальное положение дел. С одной стороны, опасения по поводу количественного смягчения и других «неортодоксальных мер», как это водится, ничем не подкреплены и сводятся к по умолчанию скептическому отношению. С другой стороны, отечественные специалисты совершенно не заметили, что центральный банк уже де-факто использует близкий аналог «монетарного финансирования» — речь о размещении ОФЗ в декабре 2022 года на сумму ₽2 трлн.
Но и если опустить эти моменты, ожидания дефицитов колоссального масштаба в течение года пока что выглядят преждевременными. Для начала следует отметить, что в целом за февраль дефицит сократился более чем в два раза — ₽0,8 трлн против январских ₽1,8 трлн, и есть основания видеть продолжение этого тренда.
По данным Минфина, рекордные расходы в первые два месяца объясняются авансированными расходами. Со второй половины февраля действительно фиксируется замедление темпов государственных расходов.
Несмотря на это, запланированный показатель дефицита за год (₽2,9 трлн) почти исчерпан, что позволяет в любом случае говорить о существенном превышении по итогам года плановых показателей. По предварительной оценке Минфина, доходы федерального бюджета в январе-феврале 2023 года составили ₽3,16 трлн, что на четверть ниже поступлений за первые два месяца 2022 года.
К прочим "нестандартным практикам" можно также отнести так называемые конверсионные операции по продаже активов из ФНБ напрямую Центробанку (преимущественно евро).
Поиск новых источников пополнения бюджета также пока скорее не находит оправдания — в связи с этим следует напомнить, что недавно озвученные министром финансов Антоном Силуановым ₽5 трлн рассматривались с точки зрения не только федерального, но и также субфедерального уровня бюджета и внебюджетных фондов.
Тем не менее, в той мере, в какой недостаток доходов был обусловлен ценами на нефть, можно ожидать определённого «отскока» по мере сокращения дисконтов Urals к мировым бенчмаркам. По текущим оценкам, благодаря этому бюджет может получить ≈600 млрд дополнительных доходов.
Наверняка годовая динамика российская бюджета будет тесно связана с расходами по линии СВО, однако на текущем этапе макроэкономических рисков не видно — даже если по итогам года дефицит бюджета превысит план на 1-2 трлн рублей, Правительство без труда сможет профинансировать эти расходы без негативных последствий, что уже можно было видеть на примере конца 2022 года.
Источником финансирования может стать размещение новых объёмов ОФЗ, прибегать к упомянутым конверсионным операциям или продаже валюты из ФНБ на рынке вовсе не обязательно.
Поиск новых источников пополнения бюджета также пока скорее не находит оправдания — в связи с этим следует напомнить, что недавно озвученные министром финансов Антоном Силуановым ₽5 трлн рассматривались с точки зрения не только федерального, но и также субфедерального уровня бюджета и внебюджетных фондов.
Тем не менее, в той мере, в какой недостаток доходов был обусловлен ценами на нефть, можно ожидать определённого «отскока» по мере сокращения дисконтов Urals к мировым бенчмаркам. По текущим оценкам, благодаря этому бюджет может получить ≈600 млрд дополнительных доходов.
Наверняка годовая динамика российская бюджета будет тесно связана с расходами по линии СВО, однако на текущем этапе макроэкономических рисков не видно — даже если по итогам года дефицит бюджета превысит план на 1-2 трлн рублей, Правительство без труда сможет профинансировать эти расходы без негативных последствий, что уже можно было видеть на примере конца 2022 года.
Источником финансирования может стать размещение новых объёмов ОФЗ, прибегать к упомянутым конверсионным операциям или продаже валюты из ФНБ на рынке вовсе не обязательно.