В мае 2023 года Институт исследований труда и занятости Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
опубликовал аналитическую записку “High Minimum Wages and the Monopsony Puzzle” (высокие минимальные зарплаты и загадка монопсонии). В документе анализируются последствия повышения минимальных зарплат в США за последние годы (особое внимание уделено 47 округам США, где “минималка” к первому кварталу 2022 года достигла 15 долларов и более).
В Штатах повышение оплаты было весьма существенным. Например, в 2022 году минимальная заработная плата в Калифорнии для всех рабочих достигла 15 долларов, увеличившись с уровня в 8 долларов в 2014 году. А в штате Нью-Йорк за аналогичный 7,5-летний минимальную заработную плату работников быстрого питания подняли с 7,25 доллара в 2013 году до 15 долларов в Нью-Йорке 31 декабря 2018 года.
Это примеры беспрецедентного роста МРОТ за долгую историю наблюдений, что дало бесценный материал для исследований.
Ортодоксальная экономическая теория обычно предсказывает, что рост зарплат (и, в частности, минимальных зарплат) должен “в норме” приводить и к росту безработицы относительно
совершенно-конкурентного уровня. Последняя оговорка, в принципе, допускает теоретическую возможность иного исхода на несовершенных рынках даже в глазах более консервативных экономистов. Тем не менее долгое время наиболее популярным как среди специалистов, так и широкой публики было довольно скептичное отношение к “произвольному” повышению заработных плат (считалось, что следствием наверняка будет либо инфляция, либо безработица).
На самом деле накопленный массив данных изменил консенсус по этому вопросу среди исследователей рынка труда
ещё в 90-е годы. Это не только популярное исследование Карда и Крюгера — с тех пор хватало анализа и по разным американским штатам, и по другим странам (включая африканские).
Отрицательную связь между зарплатами и занятостью никак не удавалось найти, и постепенно большая часть академического сообщества приняла тот факт, что “базовый случай” из экономической теории как универсальная закономерность просто не прослеживается — иногда что-то есть, иногда нет, в целом же связь отсутствует или очень слабая.