3) Можно ли попросить вас привести примеры, конкретные кейсы более тесной координации, использования элементов ММТ? Смысл ММТ в данном случае состоит в подчёркивании уже существующей тесной координации ЦБ и Правительства, несмотря на публично постулируемую «независимость Центробанка». Конечно, эта независимость существует и выражается, например, в решениях по таргетированию ключевой ставки, но фактический уровень координации (по сути, вынужденной и необходимой) между регулятором и Правительством сильно недооценивается.
В России это выражается в том, что после сбора налогов государство (при посредничестве Казначейства) переводит полученные средства на свои счета в крупных коммерческих банках. Это связано не только с заинтересованностью получить процент пока «средства лежат без дела», но и с тем, чтобы не вызывать резких изменений объёмов ликвидности в банковской системе.
В противном случае ставка на межбанковском рынке была бы подвержена сильным колебаниям и Центробанку пришлось бы компенсировать недостаток ликвидности собственными операциями. Это архетипичный пример такой координации, которая имеет место не только в России, но и на Западе (например, в Канаде). В прошлом году российский Центробанк, де-факто предоставивший банкам ликвидность для покупки госдолга, стал ещё на шаг ближе к нормам поведения “развитых стран”.
Но для окончательного перехода к “чистому ММТ” не хватает важных теоретических перемен. В их числе, например, отказ от понятия
“нейтральной ставки” в пользу признания того, что ЦБ может эффективно долгосрочно таргетировать любую выбранную процентную ставку. Сейчас регулятор, как и заведено, следует режиму инфляционного таргетирования и активной ДКП в целом.
4) Насколько это эффективный способ управления экономикой? Чего нам не хватает?За более чем 10 лет идеи “макроэкономической стабильности” не смогли достичь почти ни одной из заявленных целей. Сравнивать, впрочем, особо не с чем — но можно сказать, что любые последствия смены модели управления, отличные от затяжной стагнации и резкого провала, будут на этом фоне смотреться выгоднее.
Если говорить о том, чего не достаёт, то России просто не хватает воли довести дело до конца: проводить упомянутую координацию прозрачно и более последовательно. Последнее выражается в том, чтобы Правительство, наконец, стало выпускать облигации такой срочности и на таких условиях, которые отвечают интересам рынка (т.е. крупнейших российских банков).
Пока что Минфин руководствуется соображениями, что он должен выпускать в основном «длинные» деньги. Как будто чтобы избавить себя от необходимости перевыпускать долг слишком часто заново (тем самым защищаясь от переоценки). Это след анахронического восприятия денежной системы.
Если Правительство начнёт выпускать госдолг так, чтобы прямо
удовлетворять спрос банков на финансовые инструменты, это позволит стабилизировать и в значительной мере контролировать кривую доходности, тем самым оказывая благоприятный эффект на инвестиции в частном секторе. Кроме того, это избавит и само Правительство от беспокойств за недостаточный спрос на свои облигации и связанные с этим риски недофинансирования.
В целом, Правительство и Центробанк сделали несколько ситуативных шагов в правильном направлении — но путь предстоит ещё долгий. Резкие продвижения вперёд неизбежно будут сменяться попытками отступить назад, что мы и наблюдаем в текущем году.