Это не означает, что подобный переход невозможен, но он потребует отказа от основных составляющих идеологии “макроэкономической стабильности”. В частности, следует оставить в прошлом стремление к сбалансированному бюджету (предусмотренное
новой редакцией бюджетных правил) и приоритет таргетирования инфляции через “сплошные” меры ДКП.
Увы, приверженность именно этим мерам в последние дни вновь и вновь декларируется представителями экономических властей России.
2) Кто, с вашей точки зрения, будет инвестором этой экономики предложения? Инвестором «последней инстанции»? Каким должен быть прирост инвестиций? Инвестором «последней инстанции» в любом случае выступит государство — вопрос, однако, состоит в том, как именно это будет работать. Учитывая распространённое недоверие к государственным инвестициям (прямо скажем, небезосновательное), можно было бы рассмотреть потенциально компромиссный вариант, когда задачу
стимулирования инвестиций мог бы взять на себя в том числе Центробанк. Но для этого бы требовалось более серьёзное регулирование коммерческого кредитования и смещение акцента с потребительского и ипотечного направлений.
В России достаточно стабильная финансовая система, что объясняется как строгой макропруденциальной политикой, так и незначительными размерами финансового рынка. Это во многом страхует от опасных последствий спекулятивного поведения банковского сектора, но само по себе недостаточно для разгона инвестиционного кредитования.
Надеяться же на производительные зарубежные инвестиции в условиях санкций не приходится — лучшее, что можно будет выжать, придётся выжимать из внутренних ресурсов.
3) Насколько высок потенциал насыщения рынка труда, причем прежде всего с точки зрения его насыщения дефицитными кадрами (то есть, по сути, переформатирование структуры предложения на рынке труда с помощью переобучения)? Насколько долго займет этот процесс? В России понятие «дефицитных кадров» часто является эвфемизмом. Кадры скорее есть, но их нельзя задёшево купить, а вариант масштабного повышения зарплат даже не рассматривается, поскольку воспринимается как нечто на уровне фантазии из разряда “запуска печатного станка”.
Эксперты ЦБ в “росте зарплат, опережающем рост производительности труда” также видят инфляционную угрозу, с которой готовы бороться ужесточением ДКП.
Насколько оправдано такое восприятие и какие есть в связи с этим риски — отдельный большой вопрос, но пока такая позиция господствует, сложившиеся уровни зарплат воспринимаются как нечто естественное и само собой разумеющееся, никаких экономических изменений ожидать не стоит.
4) Как найти баланс между необходимостью расширять предложение, узкими местами в производстве, курсом рубля для импортеров и инфляцией? Расширение предложения само по себе
является антиинфляционным фактором. Оптимальным сценарием в наших непростых условиях было бы усиление контроля коммерческого кредитования (что предполагает стимулы для выдачи кредита на производительные инвестиции, в том числе в пользу среднего бизнеса), смещение акцента с потребительского и ипотечного кредитования (эти направления вносят куда меньший или вообще не вносят вклад в ВВП).
Привлекать портфельные инвестиции из-за рубежа не имеет никакого смысла — в лучшем случае они не сыграют решающего значения (производительные инвестиции имеют существенные преграды в виде санкций), а в худшем случае могут привести к разгону спекулятивных практик и росту
волатильности на финансовых рынках. Особенно если учесть последние тренды на постепенное смягчение мер контроля движения капитала.
Вообще, на подобные вопросы не существует универсального ответа. В случае России традиционно одним из главных приоритетов выступали не задачи развития каких-то отраслей, а стремления следовать “правильной экономической политике”. Например, перейти к плавающему валютному курсу, который должен был решить остальные задачи автоматически.
5) С вашей точки зрения, означает ли упоминание использование положительного баланса для инвестиций «закручивание гаек» с точки зрения открытости капитального счета и трансграничных потоков валюты в принципе? Упоминание положительного торгового баланса в контексте поиска ресурсов для инвестиций выглядит достаточно сомнительно — учитывая санкции в отношении различных инвестиционных товаров (штучная продукция, продажу которой контролировать куда легче, чем обходные пути продажи нефти), накопление иностранной валюты и привлечение иностранных инвестиций не выглядит надёжной стратегией роста.