Всё это не позволяет говорить о каком-либо фронтальном, сплошном ужесточении политики. Скорее, наблюдается определённое противостояние — Правительство (в частности, Минфин) под влиянием обстоятельств вынуждено обращаться к дополнительным мерам и регуляциям. В свою очередь, часть этих мер (дополнительные расходы), как и любое повышение совокупного спроса, носит проинфляционный характер. Любые ограничения на стороне производства делают его лишь более выраженным.
Таким образом предыдущая цель “координации фискальной и денежно-кредитной политики” оказывается недостижимой. Ответственность за инфляцию в разной степени возлагается на денежные власти, чья обязанность “поддержания стабильности рубля” выражается именно в необходимости обеспечения цели по инфляции, так и экспортёров и прочих “финансовых спекулянтов”.
Выводы?
В официальных документах и заявлениях задача снижения инфляции продолжает соседствовать с “преодолением санкционных последствий” и “трансформацией российской экономики”. При этом обе задачи входят в известное противоречие друг с другом, отягчаемое и
политическими соображениями.
Едва ли возможно предсказать, смогут экстренные меры последних лет заменить собой парадигму “макроэкономической стабильности” на постоянной основе. Для этого в первую очередь необходимо было бы перейти к таргетированию
динамики реальных госрасходов и регулярному контролю капитала.
Но довольно вероятен и другой сценарий, когда успех антиинфляционных фискальных мер, проводимых параллельно с ортодоксальной экономической политикой, становится аргументом в пользу традиционных подходов к управлению.
Ясно лишь то, что своеобразная “фрагментация” российской экономической политики даст достаточно материала для исследования. От успешности его осмысления будет зависеть будущее российской экономики в ближайшие годы нормализации общественно-политических отношений и управленческих практик.