Ожидаемые эффекты налоговой реформы

1. Каким будет влияние от налоговой реформы на ВВП в 2025-2026 гг.?

Налоговая реформа едва ли ощутимо повлияет на динамику ВВП как единовременно, так и в перспективе. В первую очередь определять темпы роста будут госрасходы (фискальный стимул), а также реальные ограничения (нехватка рабочей силы, загруженность производственных мощностей, логистические возможности и т. д.).

В текущей редакции реформы предполагается, что пересмотр ставок будет только «вверх» — значит, нет групп населения, которые по итогам могли бы увеличить свою склонность к потреблению. Значит, не будет и должного стимулирующего эффекта.

Анонсированным “налоговым кэшбеком” граждане смогут воспользоваться с 2026 года (с мая по октябрь), т. е. в течение 2025-го это едва ли существенно повлияет на потребительское поведение. Лишь спустя время граждане смогут получить "единовременный" денежный приз.

Какой именно это окажет эффект пока оценить затруднительно — слишком многое будет зависеть от динамики инфляции и реальных доходов в 2025-м. Скорее всего, использование этих денег домохозяйствами будет сильно завязано на конкретные обстоятельства "в моменте".
в норме прогрессивное налогообложение должно работать контрициклически, то есть увеличивать налоговое бремя во время бума, тем самым замедляя рост экономики, и наоборот. В нашем случае с такими налоговыми ставками этот контрциклический эффект выглядит весьма скромным.
1. Каким будет влияние от налоговой реформы на ВВП в 2025-2026 гг.?

Налоговая реформа едва ли ощутимо повлияет на динамику ВВП как единовременно, так и в перспективе. В первую очередь определять темпы роста будут госрасходы (фискальный стимул), а также реальные ограничения (нехватка рабочей силы, загруженность производственных мощностей, логистические возможности и т. д.).

В текущей редакции реформы предполагается, что пересмотр ставок будет только «вверх» — значит, нет групп населения, которые по итогам могли бы увеличить свою склонность к потреблению. Значит, не будет и должного стимулирующего эффекта.

Анонсированным “налоговым кэшбеком” граждане смогут воспользоваться с 2026 года (с мая по октябрь), т. е. в течение 2025-го это едва ли существенно повлияет на потребительское поведение. Лишь спустя время граждане смогут получить "единовременный" денежный приз.

Какой именно это окажет эффект пока оценить затруднительно — слишком многое будет зависеть от динамики инфляции и реальных доходов в 2025-м. Скорее всего, использование этих денег домохозяйствами будет сильно завязано на конкретные обстоятельства "в моменте".
С другой стороны, сдерживающий эффект тоже вряд ли окажется заметен в силу незначительности изменения ставок для групп с умеренными доходами: +2% для дохода сверх 2,4 млн, +3% с 5 млн, +5% с 20 млн и +7% и более с 50 млн. Всё это крайне незначительно насчёт “больших” макроэкономических фискальных и ДКП решений.


2. Как налоговые изменения повлияют на инфляцию?

Незначительный эффект на темпы роста экономики и схожая умеренность с точки зрения низко- и среднедоходных групп дают основание полагать, что на инфляцию реформа повлияет не так серьёзно, как ожидают некоторые наблюдатели.

Инфляция будет определяться продолжающимся «перегревом» экономики, вызванным ростом государственных расходов и реальных доходов в частном секторе (от последнего сильно зависит и динамика частного кредитования).
рост доходов частного сектора означает также рост накопленных активов, что повышает кредитоспособность соответствующих заёмщиков. Сами заёмщики также охотнее расширяют потребление по мере увеличения доходов и активов в распоряжении. В настоящее время сравнительно быстрый рост реальных доходов позволяет домохозяйствам расширять потребление одновременно с увеличением сбережений
С другой стороны, сдерживающий эффект тоже вряд ли окажется заметен в силу незначительности изменения ставок для групп с умеренными доходами: +2% для дохода сверх 2,4 млн, +3% с 5 млн, +5% с 20 млн и +7% и более с 50 млн. Всё это крайне незначительно насчёт “больших” макроэкономических фискальных и ДКП решений.


2. Как налоговые изменения повлияют на инфляцию?

Незначительный эффект на темпы роста экономики и схожая умеренность с точки зрения низко- и среднедоходных групп дают основание полагать, что на инфляцию реформа повлияет не так серьёзно, как ожидают некоторые наблюдатели.

Инфляция будет определяться продолжающимся «перегревом» экономики, вызванным ростом государственных расходов и реальных доходов в частном секторе (от последнего сильно зависит и динамика частного кредитования).
Реформа сама по себе, скорее всего, не преследует прямой цели подавления инфляции — это рассматривается как сопутствующий эффект решения проблемы “чрезмерного” бюджетного дефицита.

Но избавление экономики от «перегрева», скорее всего, потребует не только консолидации бюджета (в принципе, предполагаемый объём новых сборов мог бы покрыть существующий годовой дефицит), но и сокращения объёма госрасходов как такового. Несмотря на текущие планы Минфина по “нормализации”, начиная со следующего года, есть высокая вероятность отклониться от озвученного курса. Это связано, в частности, не только с чисто военными, но и различными инфраструктурными расходами.


3. Каким может быть влияние на инвестиции? Стоит ли ожидать, что федеральный инвестиционный вычет компенсирует возможный спад инвестиций компаний из-за роста налога на прибыль?

Рост налога на прибыль с 20% до 25% — самый существенный аспект реформы в силу абсолютного размера соответствующих поступлений (более 1,5 трлн рублей в федеральный бюджет). Тем не менее, сомнительно, что это вызовет серьёзные изменения в инвестиционным поведении фирм хотя бы потому, что в обозримой перспективе государство будет активно закачивать эти деньги обратно в экономику, тем самым восполняя доходы компаний.

Ранее аналитики БКС оценили снижение чистой прибыли и дивидендов российских публичных компаний на 6,3%. Представляется, что это не отразится ни на долговременных стратегиях фирм, ни на их стоимости акций.
даже при сбалансированном бюджете общее расширение госрасходов оказывает стимулирующее воздействие на экономику (но в меньшем объёме, чем если бы эти расходы были дефицитными). Если расходы бюджета будут оставаться на высоком уровне (что вполне возможно, несмотря на обещания правительства по сокращению), то общий уровень экономической активности будет сохраняться высоким, а значит и спрос, на который в первую очередь реагируют фирмы
Реформа сама по себе, скорее всего, не преследует прямой цели подавления инфляции — это рассматривается как сопутствующий эффект решения проблемы “чрезмерного” бюджетного дефицита.

Но избавление экономики от «перегрева», скорее всего, потребует не только консолидации бюджета (в принципе, предполагаемый объём новых сборов мог бы покрыть существующий годовой дефицит), но и сокращения объёма госрасходов как такового. Несмотря на текущие планы Минфина по “нормализации”, начиная со следующего года, есть высокая вероятность отклониться от озвученного курса. Это связано, в частности, не только с чисто военными, но и различными инфраструктурными расходами.


3. Каким может быть влияние на инвестиции? Стоит ли ожидать, что федеральный инвестиционный вычет компенсирует возможный спад инвестиций компаний из-за роста налога на прибыль?

Рост налога на прибыль с 20% до 25% — самый существенный аспект реформы в силу абсолютного размера соответствующих поступлений (более 1,5 трлн рублей в федеральный бюджет). Тем не менее, сомнительно, что это вызовет серьёзные изменения в инвестиционным поведении фирм хотя бы потому, что в обозримой перспективе государство будет активно закачивать эти деньги обратно в экономику, тем самым восполняя доходы компаний.

Ранее аналитики БКС оценили снижение чистой прибыли и дивидендов российских публичных компаний на 6,3%. Представляется, что это не отразится ни на долговременных стратегиях фирм, ни на их стоимости акций.
в норме прогрессивное налогообложение должно работать контрициклически, то есть увеличивать налоговое бремя во время бума, тем самым замедляя рост экономики, и наоборот. В нашем случае с такими налоговыми ставками этот контрциклический эффект выглядит весьма скромным.
рост доходов частного сектора означает также рост накопленных активов, что повышает кредитоспособность соответствующих заёмщиков. Сами заёмщики также охотнее расширяют потребление по мере увеличения доходов и активов в распоряжении. В настоящее время сравнительно быстрый рост реальных доходов позволяет домохозяйствам расширять потребление одновременно с увеличением сбережений
даже при сбалансированном бюджете общее расширение госрасходов оказывает стимулирующее воздействие на экономику (но в меньшем объёме, чем если бы эти расходы были дефицитными). Если расходы бюджета будут оставаться на высоком уровне (что вполне возможно, несмотря на обещания правительства по сокращению), то общий уровень экономической активности будет сохраняться высоким, а значит и спрос, на который в первую очередь реагируют фирмы
Made on
Tilda