Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга. В народе его называют «печатаньем денег». Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства.
С точки зрения инфляционного давления, эти три метода не отличаются друг от друга: мы убеждены, что важна общая величина расходов, а не то, как они финансировались (хотя традиционная экономическая теория, предполагающая полный контроль государства над предложением денег, считает наоборот). Государство может потратить миллиарды рублей на алюминий и собрать миллиарды рублей в таможенных пошлинах на текстиль — это не остановит рост цен, а только расширит его. Финансируя дефициты выпуском облигаций, государство предоставляет вкладчикам ценную бумагу, которая может быть использована как залог для создания бόльшего количества денег, что в свою очередь спровоцирует
инфляцию. Монетарное финансирование с точки зрения макроэкономического эффекта ничем не отличается от финансирования из «заработанных» государством
доходов.
Легализация монетарного финансирования позволит облегчить налоговое бремя экономики и отвяжет расходы на выплату процентов по государственному долгу от конъюнктуры банковского сектора. Заметим, что обеспечение расходов за счёт условной продажи ЦБ замороженных средств ФНБ по существу также являются монетарным финансированием, но с промежуточным этапом.
3. Наращивание государственных расходов.Перестав искусственно себя ограничивать, Россия сможет проводить суверенную экономическую политику, направленную на повышение благосостояния населения.
В прошедшие годы Россия традиционно недоиспользовала возможности фискальной политики. За последние двадцать лет финансовые вливания государства практически в любой сфере могли бы улучшить жизнь населения и ускорить рост экономики. Сегодня мы сталкиваемся с глобальными, долгосрочными и жёсткими ограничениями на стороне предложения во многих отраслях. Современная денежная теория не может здесь помочь — это кризис реальных ресурсов.
Однако последовав принципам
«жёсткой экономии» и урезав
расходы, мы обострим социальное напряжение, обанкротим множество предприятий и массово сократим спрос. Это станет вторым, внутренним ударом по производственному потенциалу отечественных компаний, который значительно уменьшит темпы как текущего, так и потенциально возможного роста. Текущие планы Правительства предполагают заморозку номинальных расходов федерального бюджета на уровне 2022-го года в течение последующих трёх лет.
Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на наименее обеспеченных граждан. Поддержка совокупного спроса через социальные выплаты может привести к краткосрочной инфляции на фоне объективных производственных ограничений, однако со временем сильный внутренний рынок поможет местным производителям расширить производство потребительских товаров.
Необходима госпрограмма создания недорогого социального жилья. Доступное жильё
поддержит конкуренцию на рынке недвижимости и создаст рычаги для воздействия потребителей на застройщиков. Масштабные инвестиции в строительство создадут рабочие места и поддержат импортозамещение в лёгкой промышленности за счёт повышения спроса на российские строительные материалы. Предоставление жилья также станет дополнительным инструментом управления рабочей силой на рынке труда.
Социальные пособия по безработице должны обеспечивать достойное существование. Большая часть населения России не способна длительное время пребывать в состоянии поиска вакансий из-за отсутствия сбережений и низких пособий, которые обрекают людей на маргинализацию в случае потери работы. Это предотвращает конкуренцию среди работодателей и вынуждает работников принимать низкие зарплаты и вредные условия труда. Реформа в этой части необходима и неразрывно связана с расширением пособий.
4. Реформа рынка труда.Необходима ликвидация большой премиальной части в фактической зарплате. Премии позволяют предприятиям сокращать издержки вслед за колебаниями конъюнктуры рынка через изменение вознаграждений. Система должна стать прозрачной и не зависеть от произвола начальства, но в таком случае рыночные условия станут сильнее отражаться на занятости. Поэтому работники должны иметь достаточные сбережения и/или доступ к адекватным мерам господдержки, чтобы увольнения и смена работы не создавали риски маргинализации.
Возможности профсоюзов должны быть расширены и укреплены. Трудовые конфликты должны решаться на правовой основе на уровне предприятия, в том числе с помощью забастовок и других форм протеста работников. Сильный независимый труд — залог здоровой конкуренции на рынках и лучший способ подорвать патерналистские отношения на предприятиях.
Право на труд должно быть закреплено в Конституции. Программа гарантированных общественных работ на муниципальном уровне должна приобрести постоянный институциональный статус и поддерживать временные рабочие места в сферах городского благоустройства, капитального ремонта и экологических проектов по единой ставке заработной платы. Рабочие места должны быть предоставлены каждому, кто хочет и может работать: таким образом, государство станет работодателем последней инстанции. В отличие от простого расширения государственной занятости, программа не несёт серьёзных коррупционных рисков: по определению, достойные рабочие места будут доступны
каждому.
Гарантированные рабочие места зададут пол для зарплат и социальной поддержки в частном секторе и повысят конкуренцию на рынках труда. Правительство сможет эффективно управлять уровнем зарплат, добиваться соблюдения трудовых прав со стороны частных компаний и избегать снижения работоспособности населения из-за длительной приостановки трудовой деятельности (это в том числе поможет сохранять предложение качественной рабочей силы для частного сектора в периоды экономического подъёма). Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением и преодолением социальных последствий СВО.
5. Импортозамещение.Бюджетные расходы должны сфокусироваться на технологическом перевооружении предприятий. Основные проблемы возникают в тех направлениях, где оборудование изготавливается для узкоспециализированного, проектного применения. Детали для подобных товаров трудно поддаются импортозамещению, поэтому предприятия по возможности должны быть временно переведены на аналоги российского производства, если таковые существуют. Такие изменения приведут к снижению продуктивности, но позволят выиграть время для переоценки возможностей импортозамещения.
Необходима стратификация по категориям важности. Возможности внутреннего проектирования и изготовления технических изделий не безграничны. Имеющиеся производственные мощности достаточно обширны, но недостаточны с учётом масштабов вынужденной трансформации. Мы должны стремиться к локализации всех стадий технологического цикла хотя бы в
ключевых отраслях, включая гражданское авиастроение, нефтегазовую отрасль и химическую промышленность там, где это возможно.
В краткосрочном периоде полезно будет воспользоваться возможностями китайской и индийской производственной базы. Россия частично продолжит полагаться на технологическую поддержку дружественных стран. При замещении импорта особенно критична высокая степень персональной ответственности государственных служащих, также внедрение механизмов общественного контроля.
Нашей долгосрочной целью должна стать не военная, а технологическая мобилизация, неравная традиционному импортозамещению. Эффективная работа в этом направлении позволит предприятиям взаимодействовать с новыми рынками технологий, обмениваться знаниями и привлекать иностранный капитал. Самоочевидна необходимость массовых вложений в науку и образование. Поддержка науки в России, к сожалению, часто будет эквивалентна поддержке наименее обеспеченных граждан.
Ограниченная валютная выручка должна тратиться на товары, которые невозможно воспроизводить внутри страны. У государства нет финансовых ограничений в расходах в рублях, но есть вполне реальные ограничения в иностранной валюте. Ради этих целей разумен запрет на импорт товаров роскоши и прочей малоприоритетной продукции.
6. Инициативное бюджетирование.Разрушение системы социальной защиты в Российской Федерации способствовало развитию ряда низовых гражданских инициатив. Многие цели государственной политики — помощь пожилым людям, больным детям, благоустройство территорий и многое другое — уже в той или иной мере реализуются на ресурсы самих граждан. Такие организации представляют интересы самих жителей и часто уже обнаружили оптимальные цепи поставок и методы поддержки. Государственное вмешательство было бы неэффективно.
Часть государственных финансовых ресурсов должна быть переведена в муниципальный бюджет на инициативное бюджетирование. Жители территории могут принимать непосредственное участие в распределении средств с помощью инструментов прямой
соучаствующей демократии. Категории рабочих мест, создаваемых в рамках программ гарантированной занятости, также могут дополняться и корректироваться в ходе общественных обсуждений.
7. Новые методы борьбы с инфляцией.Основные инфляционные риски в ближайшие 5 лет будут на стороне предложения. Манипуляция ставкой в таких условиях не является эффективным методом контроля инфляции, а её частые изменения лишь увеличивают неопределённость. Высокая ключевая ставка усложняет доступ к кредиту для бизнеса провоцирует сокращение выпуска. Способствуя сокращению предложения, высокие ставки в сегодняшней среде имеют скорее проинфляционный эффект.
При этом снижение ставки не имеет решающего влияния на темпы инфляции, что особенно справедливо в условиях закрытого счёта капитала. В России ключевая ставка оказывает относительно слабый эффект на объём неипотечного потребительского кредитования и не провоцирует всплесков избыточного спроса.
Первым инструментом борьбы с инфляцией должно стать снижение логистических издержек. Необходимы
инвестиции в инфраструктуру и цепочки поставок, соединяющие внутренние рынки, а также государственные распределительные центры.
Вторым фактором инфляционного давления останется курс рубля. Изменения валютного курса почти полностью переносятся в цены. Сегодня валютный курс де-факто оказался под контролем государства через крупнейшие экспортные компании. Сокращение присутствия нерезидентов на российском финансовом рынке избавит экономику от резких переливов капитала, которые всегда угрожали девальвацией и, как следствие, инфляцией. По мере открытия движения капитала задачу валютной стабильности необходимо возложить на Центральный Банк. В случае бегства капитала в доллар и другие валюты, Центральный Банк должен использовать
международные резервы для нейтрализации инфляционного давления на рубль.
В отдельных отраслях контроль инфляции потребует ограничения потребительского спроса. Посткейнсианцы предпочитают предотвращать избыточный спрос, а не снижать его ex post за счёт повышения налогов или ключевой ставки. Предотвращение инфляции требует анализа отраслевого спроса на этапе планирования государственных расходов и координации ресурсов на основе фактических данных. Как хороший стоматолог, экономическая политика должна адресовать проблемы до того, как они потребуют кризисного вмешательства.
8. Центральный институт развития.Отказавшись от активной денежно-кредитной политики как своей основной задачи, Центральный Банк должен принять роль института развития. Отбросив
завесу независимости, Банк может стать союзником и советником экономического развития. Организация способна использовать свою экспертизу и экономические инструменты для создания всеохватного экономического роста.
Кроме облигаций Правительства — ранее упомянутого монетарного финансирования — Центральный Банк может использовать свой бухгалтерский баланс для выкупа облигаций разнообразных внебюджетных организаций, включая региональные институты развития. Экологические и культурные организации могут выпускать облигации для реализации долгосрочных капиталозатратных проектов. Эти облигации будут выкуплены как напрямую Центральным Банком, так и гражданами. Внесение подобных облигаций в
ломбардный список Банка России создаст устойчивый и ликвидный рынок для инструментов финансирования отраслевого развития.
Центральный Банк может поддерживать население, создав ликвидный и устойчивый рынок финансовых инструментов. Физические лица смогут сберегать в государственных облигациях и инструментах, числящихся в ломбардном списке. Формируя ломбардный список, Центральный Банк гарантирует ликвидность сбережений для населения.
Для сжатия совокупного спроса в периоды перегрева экономики уместно сокращение объёма кредитования; однако это должно происходить не
ценовыми инструментами. Уместно внедрение портфельных пределов по отраслям для ограничения инфляции и социально вредного производства. Приоритетные проекты, напротив, должны требовать меньшего резервирования от банков.
9. Контроль капитала.Масштабные меры по ограничению потоков капитала, в том числе элементы валютного контроля, зачастую рассматривается как вынужденная, временная мера. Но есть все основания полагать, что меры контроля капитала, введённые российскими властями в ответ на мировые санкции, могут и должны стать постоянной составляющей новой экономической политики.
Спекулятивные движения капитала нередко носят проциклический характер и усугубляют волатильность на рынках. При этом перетоки капитала могут быть связаны с макроэкономической политикой США и других стран, а не с долгосрочным потенциалом роста нашей собственной экономики.
После долгого периода забвения политика контроля капитала получает сегодня второе дыхание. Даже консервативные институты вроде Международного Валютного Фонда
начинают признавать эффективность подобных ограничений, указывая на опыт развивающихся стран в кризис 2008 года.
Меры контроля движения капитала расширят пространство для экономической политики. Они создадут существенные препятствия для
керри-трейда, что снизит потребность в золотовалютных резервах и активной денежно-кредитной политике. Ограничения на прямые инвестиции защитят зарождающиеся индустрии и предотвратят повторение опыта 1990-х годов, когда иностранные инвесторы имели возможность скупки российских предприятий с краткосрочными целями сокращения нежелательной конкуренции на мировом рынке
.