I. Экономические цели.Как есть?Экономическая политика России после периода окончания "нефтяного благополучия" 2000-х получила название политики "макроэкономической стабильности". Ее ключевые задачи состояли в следующем: во-первых, обеспечить дисциплину, стабильность, предсказуемость, известную независимость отечественного экономического развития. Во-вторых, создать предпосылки для новой волны экономического роста, увеличения частных инвестиций и развития высокопроизводительных отраслей.
“Стабильность” тут заключалась в поддержании баланса федерального бюджета, продолжении накопления валютных резервов, переходе к свободному (плавающему) курсу рубля после “крымского” валютного шока.Первые две цели Минфин решал при помощи редактуры действующих бюджетных правил. А валютным курсом занимался ЦБ, в основном продавая и покупая валюту из резервов — сначала поддерживая “валютный коридор”, а затем в рамках выполнения всё тех же бюджетных правил.
По итогам трансформации политики в 2014-м, все указанные действия так или иначе подчинялись новой главной задаче — таргетированию инфляции на уровне 4%.
Удалось ли чиновникам достичь своих целей? Несмотря на череду экономических шоков (упомянутые финансовые санкции, ковидный период 2020-го), более-менее удалось. Расходы бюджета примерно удерживались на планируемом уровне (в реальном выражении год от года они либо не росли, либо даже сокращались). На непродолжительное время удалось даже “победить” инфляцию, а валютные резервы достигли исторически рекордных значений.
Но всё это не решило общую, стратегическую задачу — не ускорило экономический рост. Соответственно, неважно шли дела и с с модернизацией российской экономики, новой инвестиционной моделью поведения частных компаний. Напротив, динамика ВВП упала ниже среднемировых показателей, реальные располагаемые доходы граждан сокращались, модифицированное бюджетное правило сохраняло зависимость расходов от динамики внешнего сектора. Короче говоря, Россия “стояла на месте”. Отсутствие развития не могло не вести к сокращению её культурного и политического влияния. Однако вопреки критике экспертов, вопрос о пересмотре экономической системы на высшем уровне ни разу не ставился.
Драматические события весны 2022-го вынудили изменить поведение властей в деталях, но общие принципы сохранились. Экономические власти перешли к “экстренным” решениям возникающих проблем, ручному управлению “на ощупь”. Такой подход может быть эффективен в моменте, но не решает долгосрочных стратегических задач.
Вступая в 2025-й год, мы видим, что не вышло и надёжно оградить Россию от периодически возникающих неприятностей. Отечественные отрасли по-прежнему сохраняют высокую зависимость от импортных ресурсов и комплектующих (которые продолжают поступать в рамках непостоянных “параллельных” схем). Инвесторы сталкиваются с массой рисков и неопределённостей. Валютный курс то и дело преподносит новые сюрпризы. Поддерживается напряжённая ситуация на рынке труда в силу хронического дефицита кадров. Чрезмерно жёсткая денежно-кредитная политика показала свою несостоятельность в сокращении инфляции и даже напротив — угрожает спровоцировать кризис в реальном секторе.
Безусловно, не существует подходов и практик, способных полностью и сразу нивелировать все перечисленные угрозы и препятствия. Но мы убеждены, что Россия заслуживает поэтапного внедрения новых принципов экономической политики, направленных на устойчивое развитие, подлинную независимость и социальное благополучие.
Что делать?Нашей стране жизненно необходима эффективная комплексная политика, направленная, в первую очередь, на предсказуемый рост экономики и реальных доходов граждан.
То есть, главной целью должны стать именно показатели доходов, роста, широко понимаемого благополучия граждан, а не голая динамика инфляции или бухгалтерское состояние бюджета. Как было упомянуто, ориентация на них оказалась непригодной для достижения важнейших результатов, а попытка возвращения к статус-кво оборачивается лишь новыми неустранимыми проблемами.
Современное, развитое, денежно суверенное государство, внедряющее цифровизацию госуправления, которым является Россия, может использовать множество инструментов “прямого контроля” применительно как к фискальной сфере, так и к ДКП. Всё это позволяет упростить реализацию долгосрочных планов развития и оперативно реагировать на возникающие шоки без болезненных издержек от традиционных, косвенных мер контроля.
Конкретнее, мы полагаем, что необходимо:
1) Отказаться от “бюджетной дисциплины” ( в ее нынешнем понимании)
Доминирующая идея “ответственного бюджета” исходит из ряда теоретических соображений об ограниченном “фискальном пространстве”, в рамках которого может оперировать Правительство. Предполагается, что избыточная расточительность в деле госрасходов, выраженная в постоянном дефиците бюджета и росте накопленного госдолга, не способна благоприятно повлиять на реальные показатели экономики.
Результатом таких действий якобы будет лишь экономическая разбалансировка, отсутствие устойчивых ожиданий у экономических агентов, нарастающая инфляция.
Но этот взгляд не находит убедительного подтверждения на доступном массиве эмпирических данных. Может быть, лучше извлечь уроки из новейшей экономической истории?
Наибольшие темпы экономического роста России в 2000-х годах были сопряжены с активнейшим ростом ежегодных реальных госрасходов. В этот период успешная адаптация страны к к новым вызовам и “возвращение к лидерским позициям на мировой арене” явились результатом постоянно возраставших бюджетных трат.
Беспрецедентно увеличившиеся с 2022-го года федеральные расходы показали себя схожим образом — несмотря на все известные проблемы и неприятности, Российская экономика (и доходы граждан) впервые за долгое время показали положительную динамику. Вопреки изначальному алармизму, это не вызвало непоправимых последствий, не говоря о полном “обрушении экономики”.
Безусловно, буквальное повторение опыта 20-летней давности сегодня невозможно.Но в этом (как и в поддержании увеличивающихся военных трат) сегодня и нет никакой необходимости! Достаточно установления среднесрочного таргета на ежегодную динамику реальных госрасходов. Например, 5%, хотя оценка конкретных показателей выходит за рамки нашего документа.
Это неизбежно обернётся стимулированием экономической активности, т.е. ростом налоговых поступлений. Значит, в устойчивом дефиците бюджета не возникнет необходимости — дефицит “профинансирует себя сам”. Либо же он будет не сильно отличаться от “допустимых” значений, что мы наблюдаем последние годы. А если налоговые доходы окажутся недостаточны, то размещение госдолга в наиболее подходящих инструментов сможет закрыть образовавшийся разрыв, поддерживая инвестиционную активность и потребительский оптимизм и не создавая существенной долговой нагрузки на бюджет.
Наконец, в исключительных случаях может понадобиться даже бюджетный профицит, способный действительно быстро и эффективно “охладить” перегретую экономику.
Таким образом, Правительство значительно расширит то самое “фискальное пространство”, получит необходимые средства для осуществления множества назревших социальных, технических, инфраструктурных проектов, способных радикально преобразить нашу страну в течение ближайших десятилетий (или широко разрекламированных “шестилеток”).
Указанные предложения наверняка потребуют и пересмотра налоговых подходов, включая внедрение так называемых “автоматических стабилизаторов”. Важнейшую роль среди них должна играть и новая шкала прогрессивных налогов, включая налог на прибыль компаний, а также накопленное богатство домохозяйств. Приемлемые параметры таких мер, разумеется,должны явиться результатом широкой общественной, экспертной и политической дискуссии.
2) Отказаться от классических инструментов ДКП как главного метода
инфляционного таргетирования
Концепция таргетирования инфляции, ставшая де-факто консенсусом среди мировых денежных властей с конца 1980-х, имеет ряд серьёзных пороков. Предполагаемый механизм влияния на поведение частного сектора опирается на довольно неоднозначную теорию, а применение самих инструментов сопряжено с известными издержками.
К примеру, используя ставку ЦБ как главный инструмент контроля за бизнес-циклом и показателями инфляции (так называемая парадигма “активной ДКП”), власти неизбежно сталкиваются с риском рецессий и ухудшения ситуации на рынке труда. Более того, любое повышение ставки затрудняет доступ к банковскому кредиту для всех потребителей и отраслей разом, несмотря на секторальные особенности и прочие обстоятельства. Колебания ставки (через влияние на кривую доходности, показатели финансового рынка, валютный курс и т.п.) также мешают реализации долгосрочных инвестиционных и потребительских стратегий, создавая дополнительные шоки и непредсказуемости.
Более того, в ситуациях, когда повышение ставки оказывается не способно спровоцировать рецессию и последующее “охлаждение” экономической активности (например, по причине растущих бюджетных расходов), возможен и противоположный эффект. Постепенно растущая ставка начинает оказывать проинфляционный эффект, лишь усугубляя проблемы, с которыми она призвана бороться.
Мы убеждены, что приемлемый уровень инфляции (например, в широком диапазоне менее 10%) может куда эффективнее достигаться за счёт альтернативных, преимущественно фискальных мер. Среди них — как работа “автоматических стабилизаторов” (преимущественно налогового характера), так и дискреционные меры, связанные с разовыми решениями по целевым расходам в приоритетных направлениях.
Ставка ЦБ при этом может играть лишь вспомогательную роль, ввиду чего её можно зафиксировать на заданном уровне на период 3-5 лет. Более того, на такой же временной горизонт необходимо расширить и сам инфляционный таргет, ведь стремление ограничивать его лишь одним годом плохо сочетается даже со среднесрочным планированием.
Одно из главных антиинфляционных решений состоит в росте частных и государственных инвестиций, увеличивающих производственные мощности. Тем самым будет происходить расширение “узких мест” в ценовых цепочках.
Всё это не означает исключительно пассивной роли ЦБ. Напротив, чаще используя макропруденциальные методы (льготные условия кредитования для разных отраслей, по аналогии с льготной ипотекой), он может более гибко управлять экономикой в наиболее проблемных областях, не затрагивая избыточно остальное.
В принципе ЦБ мог бы рассмотреть вариант формирования товарных резервов, использование которых позволило бы сглаживать ценовые колебания хотя бы в самых социально чувствительных областях — например, на продовольственном рынке.
3) Пересмотреть взгляды на использование и формирование бюджетных резервов
Находясь под влиянием травматических воспоминаний 1990-х годов о многочисленных экономических проблемах, зависимости от иностранных кредиторов и региональных финансовых кризисах, российские власти последние 20 с лишним лет старались максимально обезопасить себя от подобных сценариев. С этой целью они копили валютные резервы. Предполагалось, что “валютная кубышка” станет надёжной гарантией от непредсказуемости мировой экономики. Частично эта идея оправдала себя в кризис 2008-2009-го. Однако последующие события показали все изъяны такого подхода.
Поддержание уровня резервов, значительно превышающего потребности в оплате импорта и обслуживании совокупного внешнего долга, никак не помогает развитию собственной экономики. Более того, структура размещения резервов, в которой предпочтение отдаётся либо “обычной” иностранной валюте, либо низкодоходным государственным облигациям ведущих стран, не позволяет извлекать дополнительные финансовые выгоды.
Валютные активы можно использовать для оплаты инвестиционного импорта при реализации важнейших инвестиционных стратегий, а также для эпизодического сглаживания курсовых колебаний. Итоговый уровень сбережений должен опираться на динамику импорта, внешнего кредита и обеспечивать устойчивость валютного курса. “Накопление ради накопления” не просто бесполезно, как показывает новейший опыт, эти средства могут быть просто-напросто изъяты в силу политических обстоятельств.
4) Изменить подход к управлению валютным курсом
Тема валютного курса — одна из наиболее болезненных как для широких слоёв общества, так и для частных компаний. Россия — относительно небольшая (в плане чувствительности к внешней конъюнктуре) и до сих пор открытая экономика.
Ослабление валютного курса через рост цен импорта неотвратимо (хоть и с задержкой) приводит к росту внутренних цен — разгоняет ту самую инфляцию, с которой ведут борьбу через сокращение бюджетных расходов и повышение ставки. Нетрудно видеть, что таким образом власти ведут борьбу не с причиной инфляционных эпизодов, а исключительно с их последствиями. Более того, дорогие кредиты буквально наказывают наш частный сектор за явления, находящиеся вне зоны его ответственности.
Мы убеждены, что России необходим предсказуемый, стабильный курс рубля. Ввиду этого ЦБ необходимо перейти к устойчивым и постоянным, а не эпизодическим мерам по контролю за движением капитала. Это позволит избежать валютных колебаний без траты накопленных валютных резервов. Подобные меры хорошо зарекомендовали себя не только весной-летом 2022-го. Они успешно реализуются многими (в первую очередь азиатскими) странами, к ним со всё большей симпатии относятся исследователи из ведущих международных организаций (таких, как МВФ).
Контрастирующий с этим опыт либерализации и дерегуляции мирового финансового сектора за последние 30-40 лет скорее наоборот, негативный. Он показывает, что максимальная внешнеэкономическая и финансовая “свобода” не приводит к выгодам для большинства участников экономики. И напротив, определённый уровень контроля, снижая возможности получения выгод для спекулянтов (зарабатывающих на разницах мировых процентных ставок), никак не мешает притоку долгосрочных иностранных инвестиций.
5) Реформировать рынок труда
Трудовые отношения в России постепенно развиваются по всё более авторитарному пути. Возможности наёмных работников к самоорганизации и отстаиванию собственных интересов после распада СССР последовательно сокращались. Работодатели получали всё больше возможностей навязывать сотрудникам свою волю, используя как легальные, так и не очень легальные механизмы воздействия. На 2022-й год лишь 47% граждан считали, что они способны влиять на ситуацию в трудовой сфере. При этом 25% вообще затруднились с подобным ответом.
В масштабе всей экономики это означает сохранение невысокого (по мировым меркам) уровня оплаты труда, незначительных социальных гарантий. Следствием этого выступают низкие темпы развития человеческого капитала, увеличения производительности труда, что снижает стимулы компаний к инновациям и внедрению трудосберегающих технологий.
Что можно с этим делать? Прежде всего, нужно понимать, что речь идет не об отмене тех или иных норм, а о переформатировании институционального механизма регулирования трудовых отношений. Новый механизм должен обеспечивать возможность реального участия работника в регулировании и формировании трудовых отношений на всех уровнях – от государственного, до локального. Попытки найти альтернативу профсоюзам показали свою несостоятельность. Без сильных профсоюзов возникает либо односторонний диктат работодателя, либо неопатерналистские попытки «купить» лояльность работников. Отдельным сюжетом являются дополнительные инструменты давления, вроде раздачи гарантий мобилизационной брони.
Первоочередные меры в этой отрасли права вполне очевидны:
либерализация законодательства о забастовках; усиление переговорных позиций профсоюзов; защищенность низовых профсоюзных лидеров.
Нужно снять ограничения на проведения забастовок в соответствии с рекомендациями международных экспертов (рекомендаций Административного Совета МОТ по делам № 2758, №2216 и № 2251). Сократить перечень категорий работников, которым запрещено использовать право на забастовку, упростить процедуру объявления забастовки, расширить сферу признания права на забастовку (признать право на забастовки солидарности, забастовки с целью признания профсоюза, а также забастовки с целью критики экономической и социальной политики государственных органов).
Важно вернуть профсоюзам прямую законодательную инициативу, а кроме того усилить роль трудовой инспекции в решении конфликтов на рабочем месте. Здесь особо следует сказать о втором. Трудовая инспекция на сегодня имеет очень мало полномочий и возможностей. Они самое слабое звено в трудовом инфорсменте. Как показывает изучение трудовых протестов, гораздо большая эффективность у Прокуратуры и Следственного комитета, но для них трудовые дела не имеют первостепенного значения.
Например, трудовая инспекция не может рассматривать дела работников, у которых нет трудовых договоров, хотя именно в таких ситуациях совершается огромное количество нарушений. Сделать так, чтобы инспекция стала действенным и эффективным органом — серьезная задача, без которой проблему регулирования трудовых отношений попросту не решить.
Также важно предпринять
ограничение неформальной (в т.ч. платформенной) занятости. Современные цифровые платформы каждый год вовлекают в трудовую деятельность всё больше людей. Они дают потребителям доступ к недорогим (в основном, не особо квалифицированным) услугам. Однако возможность пользоваться дешёвыми поездками на такси, доставкой еды на дом, помощью в ремонте жилища и т.п. имеет и оборотные стороны.
Основная проблема заключается в том, что такой тип занятости предполагает безоговорочное доминирование работодателя. Платформы навязывают выгодную им
конфигурацию трудовых отношений и трансформируют ее, исходя из своих
интересов. Вынужденные конкурировать с большой массой других исполнителей, работники имеют шансы оказаться в известной “ловушке бедности”, когда их текущих доходов не будет хватать на повышение квалификации, а на саморазвитие и гражданскую жизнь не останется ни свободного времени, ни сил.
Сами платформы при этом никак не ограничены в изменении тарифной политики, введении штрафов, прочих условий сотрудничества, они часто считают, что трудовые отношения в этом случае не подразумевают заключения трудовых договоров.
Безусловно, речь не идёт о полном запрете платформ как таковых — они давно стали важной частью российского общества. Куда полезнее строгая регуляция их деятельности, забота о здоровье и благополучии сотрудников, прописывание чётких критериев найма и обеспечение ответственности работодателей случае нарушений.
Помимо этого России нужно более жесткое регулирование труда мигрантов с целью защиты их от произвола работодателя и чиновников, улучшению условий работы и жизни. Различные конфликты, связанные с деятельностью трудовых мигрантов, очень любят обсуждать в СМИ, об этом то и дело говорят ищущие дешёвой популярности высокие начальники. Популисты националистического толка также подогревают убеждение, что буквально все проблемы в стране возникают из-за притока иностранцев. Но мы не считаем нужным впадать в подобные крайности, далёкие от реального положения дел.
Создавая Россию будущего, важно сместить фокус внимания общества не на последствия приезда мигрантов в страну, а на сам источник конфликтов, который заключается в положении, которое мигранты занимают на российском рынке труда. На сегодняшний день сложилась известная ситуация, когда мигранты – это работники «второго сорта», которым платят меньше, их условия труда заметно хуже. Вдобавок их зависимость от работодателей также намного выше.
Имея доступ к послушной, бесправной и зависимой рабочей силе, недобросовестные работодатели задают “нижнюю планку” и для всех остальных. В итоге другим категориям работников сложнее конкурировать на рынке труда и отстаивать собственные права. Отсюда же и многие другие социальные проблемы: “геттоизация” районов компактного проживания мигрантов, распространение в подобной среде бытового криминала, подпитка кадрами теневого сектора экономики, распространение коррупционных практик среди проверяющих органов.
Решение может состоять только в максимально полной легализации и контроле труда мигрантов. Они должны быть адекватно защищены новым трудовым законодательством, гарантирующим приемлемые, современные условия охраны труда. Все отношения должны быть максимально выведены в легальное поле и стать предметом регулярных проверок. Необходимо развернуть и активные программы социальной интеграции для желающих стать частью российского общества — доступные школы, культурные программы, языковые курсы, адекватная медицинская и социальная помощь.
Возвращаясь к общей трудовой политике, мы считаем необходимым
создать гарантии занятости для работников. Проще говоря, государство должно предоставлять рабочие места всем способным и желающим трудиться. В первую очередь разговор может идти о вакансиях, не требующих особой квалификации, связанных с экологическими, гуманитарными и даже инфраструктурными проектами. Уровень оплаты на таких вакансиях должен гарантировать возможность поддержания достойной жизни, а условия труда — находиться в строгом соответствии со всеми современными требованиями.
Главной целью такой практики должно быть постепенное искоренение феномена “работающей бедности” — когда люди, занятые на полноценных вакансиях, из-за высоких расходов и прочих жизненных обстоятельств обнаруживают себя в категории малообеспеченных граждан.
Подобный буфер вакансий не является постоянным и фиксированным. Напротив, он выполняет контрциклические функции — расширяется в период экономического спада (когда частные компании сокращают занятость) и, напротив, ужимается в периоды экономического подъёма (когда частный сектор охотнее нанимает новых сотрудников и предлагает лучшие условия).
Разговор ни в коем случае не идёт о каких-то формах обязательной занятости. Участие в подобной программе является исключительно добровольным. Конкретные формы занятости могут определяться децентрализованно, местными властями (включая городской уровень) и общественными организациями. Федеральный бюджет лишь обеспечивает надлежащее финансирование.
Запуск и поддержание подобной программы позволяет решить множество задач, среди которых как повышение совокупного спроса, так и фактические гарантии приемлемых условий и оплаты труда, на которые рядовые работники далеко не всегда могут рассчитывать в случае частных работодателей. Параллельно с этим возможна и реализация мер повышения квалификации, позволяющая гражданам не только избегать застойной безработицы и маргинализации, но и улучшать собственные навыки, претендуя на более высокооплачиваемые вакансии впоследствии.
Внедрение гарантированной занятости во всей России безусловно потребует огромных средств и кропотливой административной работы, поэтому разумно ориентироваться на поэтапное внедрение программы, начиная с особо проблемных регионов. В том числе, наиболее пострадавших от масштабируемых практик “гарантированной занятости на военной службе”.
Выводы
Перечисленные нами меры — не “таблетка от всего”, не “серебряная пуля”, способная разом покончить со всеми социально-экономическими проблемами. Более того, при своей реализации они безусловно потребуют большого административного напряжения, ответственности, мониторинга возросшего числа показателей и внедрения передовых методов анализа данных.
Российская экономика, рынок труда, общественные институты и само общество нуждается в масштабной, устойчивой, длительной модернизации. И у страны для этого (пока что) есть все необходимые финансовые, интеллектуальные и волевые ресурсы.
Но их эффективное использование возможно лишь через переосмысление основных принципов управления государством. Без этого замена текущих управленцев на “новых честных людей”, глубокие реформы политической системы и прочих областей жизни могут оказать лишь временное, непостоянное, а значит — недолгосрочное воздействие на всю нашу историческую судьбу.