Таким образом, способность Центрального банка прогнозировать изменения на своем балансе и его способность правильно предвидеть потребности в объеме расчетов по платежам будут определять насколько предпочтителен для банков в совокупности будет тот или иной размер избыточных резервов.
Например, Банк Канады с определенностью знает об изменениях, которые произошли на его балансе к концу дня, и предпринимает операции для их полной компенсации; затем, поскольку на его балансе нет чистых (связанных с собственными операциями) изменений, в банковской системе не возникает и чистых изменений в совокупных резервах. В результате банкам предоставляется последняя возможность, после окончания рабочего периода, выйти на межбанковский рынок и с полной определенностью устранить оставшиеся овердрафты или иные «избыточные» позиции (Лавуа 2005, Рошон и Росси 2007).
С другой стороны, в США у ФРС гораздо меньше уверенности в оценке изменений на своем балансе, что приводит к возникновению чистых изменений в совокупных резервных остатках коммерческих банков. У ФРС не существует, как в Канаде, механизма, который позволял бы «свести» банки с профицитом и овердрафтом друг с другом после закрытия делового дня; кроме того, американская система платежей и расчетов довольно децентрализована и включает в себя тысячи банков (в сравнении, например, с канадской — с небольшим количеством банков и централизованными расчетами (Лавуа 2005)). Это приводит к снижению степени определенности у отдельных американских банков в отношении своих резервных позиций на конец дня, приводит к желанию держать положительное сальдо по резервам во избежание штрафов за овердрафт; это опять-таки хорошо известное явление, наглядно проявляющее себя в «оживлённые» дни с большими объемами платежей.
Очевидно, что, по крайней мере в теории, операционные процедуры ФРС могут быть скорректированы для более эффективного управления ее балансами (возможно, следуя примеру Банка Канады с компенсациями балансов в конце операционного дня), позволяя совершать сделки между банками с овердрафтом и банками с профицитом при завершении или даже после завершения работы рынков (опять же, как в Канаде), или же проводить чаще операции с ценными бумагами (как в Великобритании). Любая комбинация этих факторов,
при прочих равных, приведет к уменьшению количества резервов в обращении.
Однако обратите внимание, что сокращение банками избыточных позиций в любом из вышеупомянутых случаев основано в первую очередь на том, что поддерживаемый объем резервов на балансе приносит меньше прибыли, чем иные активы — что, фактически, можно рассматривать как налог на поддержание резервов на балансе. Практически универсальная тактика центральных банков до настоящего момента, конечно, состоит в том, чтобы установить целевую ставку выше ставки, выплачиваемой по проценту на резервы. Напомним, что это требует от Центрального банка «изъятия» всех избыточных резервов из системы, чтобы избежать падения ставки овернайт до уровня этой ставки, уплачиваемой по резервным остаткам.
Поскольку это широко распространенная практика, понятно почему в литературе об эндогенных деньгах и дискуссиях о принципах центробанковского дела в целом до текущего момента предоставление резервов ЦБ обязательно рассматривалось как «защитная» и эндогенно обусловленная операция, движимая потребностями совокупного банковского сектора в проведении расчётов и удовлетворении резервных требований. Однако целевая ставка, установленная равной ставке, которая выплачивается по резервам на балансе, как предлагается в Принципе 6, на самом деле позволила бы установить
экзогенный контроль над количеством находящихся в обращении резервов — при условии, что этот объем был бы по крайней мере достаточным для целей банков по выполнению расчетов и удовлетворению резервных требований.
Как отмечено в Принципе 6, основная выгода для руководителей центральных банков от применения такой тактики заключалась бы в существенном упрощении операционного механизма, поскольку отпала бы потребность в точной оценке спроса на резервы, чтобы «изымать» избыточные резервы — они могли бы достигать цели по ставке с помощью избыточного предложения резервов банковской системе (как отмечает Лэкер (2006), эта операционная тактика могла бы также позволить центральному банку свести к минимуму или даже полностью исключить внутридневные кредиты по резервным счетам, если избыточные резервы достаточно велики в обращении).
Тем не менее, результатом значительного увеличения избыточных резервов, находящихся в обращении в рамках такой операционной процедуры, станет возросший контроль над целевой процентной ставкой; вновь в согласии с Принципом 1, тут нет ничего общего с возрастающей способностью банков выпускать внешние деньги.
Таким образом, можно представить себе широкий спектр возможных методов управления процентными ставками, которые приведут к возникновению существенных различий в количестве резервов в обращении.
На одном полюсе будут центральные банки, такие как Банк Канады, чья система не подразумевает обязательных резервов вовсе, но предполагает значительную точность в проведении «компенсирующих» операций. Также для неё характерно отсутствие неопределенности у банков в отношении овердрафтов овернайт, а целевая процентная ставка устанавливается выше ставки, уплачиваемой по резервам в ЦБ; в этих обстоятельствах общие резервные остатки, удерживаемые овернайт, по существу, фактически равны нулю.
Примером обратной крайности может послужить Банк Японии, когда целевая ставка была на уровне нуля, а также проводились операции в рамках так называемого «количественного смягчения» (QE). В этом случае, поскольку и целевая процентная ставка, и ставка, выплачиваемая по резервам, были равны нулю, допускалось обращение очень большого количества избыточных резервов — и это всё ещё согласуется с достижением цели по ставке.
Существующий сегодня в США метод поддержания процентной ставки находится между двумя этими крайностями. При целевой ставке по федеральным фондам, превышающей ставку по резервным остаткам (ноль процентов), все нежелательные избыточные резервы «изымаются»; таким образом, образующийся дефицит требует продажи облигаций для поддержки процентной ставки на целевом уровне. С другой стороны, резервные требования и неопределенность, связанная с возникновением овердрафтов в конце рабочего дня, увеличивают объем резервов, которые банки желают держать на балансе.
В ЕЦБ, поскольку резервные требования не могут быть удовлетворены за счет наличных в хранилище, банки предпочитают держать объем резервов больше, чем в США; но в Японии объем резервов на счетах банков в течение периода политики нулевой ставки мог быть значительно больше, чем объем на счетах банков в Еврозоне — ведь в последнем случае целевая ставка устанавливается выше ставки, уплачиваемой по резервным остаткам.
Короче говоря, количество находящихся в обращении резервов в первую очередь связано с тем методом, каким центральный банк достигает и поддерживает свою ставку на целевом уровне. В полном соответствии с Принципом 1, это никоим образом не связано с традиционными понятиями «жесткой» или «мягкой» денежно-кредитной политики, как они представлены моделью денежного мультипликатора.
Принцип 9:
В соответствии с текущими операционными механизмами, баланс Центрального банка эндогенно расширяется и сокращается, эти изменения не создают и не уничтожают чистые финансовые активы частного сектора.Центральным пунктом монетаристского взгляда является предположение, что «деньги не прожигают дыры в карманах» (Егер 1968); таким образом, даже если в реальном мире центральные банки не «сбрасывают деньги с вертолетов» буквально, предполагается, что раз Центральный банк обладает операционной возможностью генерировать избыточную ликвидность (в форме резервов и/или денежной базы) и создавать «
эффекты богатства», то (по монетаристской и неоклассической парадигмам) с таким же успехом ЦБ мог бы и, собственно, сбрасывать деньги с вертолета. Рассматриваемый нами принцип покажет обратное — что операции Центрального банка не влияют на «избыточную ликвидность» или
чистое финансовое богатство частного сектора (за исключением особого случая, описанного ниже, который на самом деле больше связан с проведением фискальной политики).
Как указывалось в Принципах 3 и 8, ни резервы на балансе, ни денежная база не могут экзогенно расширяться или сокращаться Центральным банком до тех пор, пока целевая ставка Центрального банка выше ставки, выплачиваемой по резервам. В этих условиях, как следует из Принципа 2, ЦБ обязательно удовлетворяет спрос на резервы, связанный с расчетными платежами; согласно принципам 3 и 5, Центральный банк обязательно удовлетворяет спрос на резервы для удовлетворения резервных требований; согласно Принципу 4, Центральный банк обязательно компенсирует изменения на своих собственных балансах, которые не соответствуют задачам по удовлетворению спроса на резервы по целевой ставке.
Примечательно, что в недавнем пересмотре позиций монетаризма Нельсоном и Шварц (2008, 32) утверждается, что Центральный банк «всегда может увеличить свой общий баланс с достаточной скоростью, чтобы скачки спроса на валюту не приводили к истощению банковских резервов». Однако дело здесь в том, что Центральный банк
и не может, собственно, делать ничего другого — если количество резервов в обращении меньше, чем того желают банки, баланс Центрального банка
будет расширяться либо за счет операций на открытом рынке, либо по мере того, как банки будут сталкиваться с овердрафтами при расчетах по платежам или при выполнении резервных требований. Из заявления Нельсона и Шварц также не ясно, понимают ли они, что с целевой ставкой, установленной выше ставки, выплачиваемой по резервам, Центральный банк
не может экзогенно расширять свой баланс так, чтобы это было несовместимо со спросом банков на резервы.
Недавние «нетрадиционные» операции, проводимые ФРС, ЕЦБ и другими центральными банками с конца 2007 года, демонстрируют эндогенную природу изменений в балансе ЦБ. Например, Механизм Срочных Аукционов ((англ. — Term Auction Facility, TAF) который предоставлял краткосрочные ссуды бóльшему количеству банков, чем обычно участвует в сделках по РЕПО с Управлением торговых операций ФРБ Нью-Йорка), механизм кредитования первичных дилеров (PDCF) и некоторые другие новации, отраженные в перечне операций ФРС, были предназначены для предоставления банкам и некоторым небанковским организациям функций кредитора последней инстанции; это привело к изменению структуры баланса ФРС, но не к его экзогенному росту.
В течение всего этого периода совокупный спрос на резервы в основном не менялся (за исключением временного увеличения в августе 2007 года); как следствие, ФРС понадобилось компенсировать увеличение резервов, вызванное, например, кредитованием в рамках TAF, путем одновременной продажи казначейских облигаций для сокращения в системе резервов на эквивалентную сумму (фактически объем балансов ФРС уменьшился в период с конца 2007 г. по начало 2008 г., поскольку снизился уровень валютных резервов частного сектора.)
В случае Европейского Центрального Банка крупные кредиты, предоставленные коммерческим банкам осенью 2007 г., соответствовали временному увеличению спроса на резервы для осуществления расчетных платежей в условиях серьезного стресса на денежных рынках для целей рефинансирования; и широко разрекламированная ЕЦБ программа «500 миллиардов долларов в день» получилась непродолжительной, так как баланс ЕЦБ увеличивались и сокращались эндогенно в ответ на потребности банковской системы в ЕЦБ как кредитора последней инстанции.
Высказанные в финансовой прессе соображения о том, что ФРС и ЕЦБ якобы «наводняют» финансовые рынки деньгами или ликвидностью, применить в данной ситуации нельзя; согласно текущим операционным процедурам, не существует такого явления, как предоставляющий «избыточную ликвидность» Центральный банк, поскольку это нарушало бы Принципы 2, 3, 4 и 5.
Отрицание аргумента о «избыточной ликвидности» лежит в основе «горизонталистской» литературы. Лавуа (2003, 2005) использует понятия «основанной на активах» системе (англ. - “asset-based”) и «овердрафтовой» системе чтобы провести различие между двумя подходами Центрального банка: соответственно, покоящимися главным образом на операциях на открытом рынке, и операциями, покоящимися на овердрафтах или кредитах Центрального банка. Как он отмечает, хотя неоклассический анализ операций центральных банков исторически исходил из системы, «основанной на активах», на практике все центральные банки используют «овердрафтовый» подход, даже если это прямо и не признается.
Это согласуется с обсуждаемыми здесь общими принципами: операции, проводимые Центральным банком, нацелены на удовлетворение спроса банковской системы на резервы и компенсацию изменений в балансе Центрального банка, не совместимых с этим процессом; центральные банки не могут использовать операции на открытом рынке для прямого таргетирования количества резервов если целевая ставка установлена выше ставки, уплачиваемой по резервам на балансе. То, что «основанная на активах» система функционирует, по существу, как система «на овердрафтах», тем более очевидно, учитывая существенные по объему внутридневные кредиты, упоминавшиеся в Принципе 2, и то, что повседневные операции на открытом рынке в системах, казалось бы «основанных на активах» (таких как в США и в Канаде), выполняются в основном или даже исключительно через сделки по РЕПО (Лавуа 2005).
Как отмечает Биндзайль (2004, 156), сделки по РЕПО — поскольку они представляют собой просто обеспеченные займы — функционально эквивалентны овердрафтам. В случае с ФРС (а также со многими другими центральными банками)
объем непогашенных РЕПО на протяжении десятилетий превышал объем находящихся в обращении резервов. Поскольку при нынешнем подходе операции Центрального банка соответствуют описанию системы овердрафтов по Лавуа, логически просто не может быть, чтобы Центральный банк создавал «избыточную ликвидность» — кредиты или овердрафты создаются по инициативе заемщика, а не кредитора.
Как и в Принципе 8, если целевая ставка устанавливается равной ставке, уплачиваемой по резервам, Центральный банк
может увеличивать или уменьшать свой баланс экзогенным образом при условии, что резервов достаточно для удовлетворения банковского спроса на них по целевой ставке. Признание этого факта, по-видимому, лежит в основе недавнего запроса ФРС, чтобы Конгресс санкционировал возможность выплаты процентов раньше установленной предыдущим законодательным актом даты 2011 года (Ип 2008), поскольку эта санкция может позволить ФРС участвовать в программе кредитования TAF и некоторых других «нетрадиционных» операциях без необходимости компенсирующих продаж ценных бумаг или заключения сделок РЕПО. Сообразно принципам 6 и 8, если процентная ставка (по резервам) установлена на уровне целевой, то операции Центробанка могут стать более совместимы с подходом, «основанным на активах» с избыточным предложением резервов в системе.
Однако даже в этом случае концепция «избыточной ликвидности» остается бессмысленной в том смысле, что рыночные ставки по-прежнему будут привязаны к целевой ставке — как это обсуждается ниже в Принципе 10, — в то время как (как и в Принципе 1) бóльшие объемы резервов в обращении не увеличат возможности банков по кредитованию.
Если Центральный банк расширяет свой баланс, будь то эндогенно, в рамках текущих операций, или экзогенно (в случае выплаты процентов по целевой ставке), это не увеличивает чистые финансовые активы в системе (то есть,совокупные финансовые активы за вычетом совокупных финансовых обязательств) частного сектора. Вместо этого этого расширение баланса Центрального банка просто изменяет структуру портфеля частного сектора между резервами и ценными бумагами. Операции на открытом рынке по покупке государственных ценных бумаг просто заменяют один вид государственного долга с процентной ставкой ниже рыночной (когда проценты выплачиваются по резервам) или вообще без процентов (когда проценты на них не выплачиваются), на другой вид финансового актива, отражающего государственный долг — с более длительным сроком погашения и доходностью по рыночным процентным ставкам.
Тут нет
никакого изменения чистых финансовых активов, принадлежащих негосударственному сектору. Увеличение валюты на балансе коммерческого банка (включая, например, крайний случай неопределенности, связанный с «проблемой 2000 года», что, по мнению некоторых представителей финансовой прессы, спровоцировало значительное инфляционное давление) аналогично не увеличивает чистые финансовые активы негосударственного сектора, а, скорее, изменяет структуру балансов существующего национального долга — так, что в обращении находится больше валюты, по сравнению с резервами и казначейскими ценными бумагами.