Минфин озвучил новые бюджетные планы

В начале октября Министерство Финансов выпустило свежую версию Основных направлений фискальной политики, в котором поделилось своими планами на период 2023-2025 годов. Среди прочего, наибольший интерес представляют разделы, связанные с государственным бюджетом.

Как известно, в текущем, 2022-году итоговые расходы федерального бюджета окажутся значительно выше изначальных показателей декабрьского закона о бюджете. На конец года Правительство планирует потратить в районе 29 трлн рублей. Финансирование возросших трат будет осуществлено преимущественно за счёт приостановления бюджетного правила.

Несмотря на острый характер многих проблем и вызовов, указанных в документе, на период до 2025-го (включительно) предлагается заморозка номинальный федеральных расходов на всё том же уровне в 29 трлн рублей. К сожалению, государственные бюджетные расходы являются крайне разноплановыми, в связи с чем затруднительно подобрать единый дефлятор для адекватного сопоставления. В качестве грубого приближения можно воспользоваться индексом потребительских цен (ИПЦ), т.е. простым показателем текущей инфляции.

Согласно данным макроэкономического опроса ЦБ, аналитики ожидают величины ИПЦ в районе 13%. В 2021-м году итоговые расходы федерального бюджета составили 24,8 трлн рублей. Это означает, что в 2022-м мы можем говорить о реальном росте расходов порядка 3-4%. В совокупности с остальным мерами правительственной поддержки, именно за счёт этих средств предполагается осуществлять импортозамещение, технологическую трансформацию и осуществлять суверенное развитие.

Далее, опираясь на прогнозы Минэка, авторы Основных направлений полагают, что величина инфляции в 2023-м составит 5,5%, но уже с 2024-го вернётся к таргету в 4%. Федеральные же расходы останутся замороженными, составив по итогам 2025-го года 29,2 трлн рублей.

Исходя из представленных данных, получается, что запланировано сокращение реальных федеральных расходов более чем на 13% от текущего уровня, а расходы субъектов РФ должны сократиться немногим более 2%. При этом объём трансферов регионам к 2025-му году номинально упадёт более чем на 1 трлн рублей. Возможно это станет благодаря «сохранению стабильных объемов собственной доходной базы».


В первую очередь речь идёт о сторонниках Австрийской экономической школы.
Расходы федерального бюджета, млрд рублей
в ценах 2022-го
2022* — с учётом росписи на 1-е сентября
дефлятор — ИПЦ
Главной мотивацией для подобных целей бюджетной политики служит поддержание «стабильной макросреды», для чего, в частности, будет модифицировано бюджетное правило. Отдельное внимание уделено и достижению различных целей национального развития, вроде показателей демографии, комфортной среды и цифровой трансформации.

С точки зрения нашего авторского коллектива, подобные планы говорят о стойкой, нерушимой приверженности экономического блока российского правительства идеям стабильности. Составляющими элементами этой стабильности выступают сбалансированный бюджет (вернуться к которому обещают к 2025-му), низкая инфляция (падение до 4% уже через год) и, следовательно, поддержание небольшого объёма государственного долга (не более 17% в 2023-м).

Именно переход к идеям макроэкономической стабильности в начале 2010-х, вылившийся в оптимизацию многих трат и падение реальных бюджетных расходов вплоть до пандемии 2020-го, явился причиной развернувшейся стагнации. Средний рост экономики за этот период колебался в районе 1%, а реальные располагаемые доходы граждан сокращались.

Упущенное десятилетие роста вылилось в утрату культурного, регионального, экономического и геополитического влияния нашей страны, о чём мы подробно написали в нашем программном тексте.

В очередной раз отметим, что цели восстановления и возвращения России на траекторию устойчивого роста, реформ политической системы, гуманизации и демократизации общества несовместимы с любым видом «жёсткой экономии» и «макроэкономической стабильности».

Как теоретические, так и эмпирические доводы в пользу эффективности подобных мер остаются весьма ограниченными, а со множеством негативных последствий граждане России окажутся вынуждены разбираться в течение многих лет.
Made on
Tilda